Главная Пресса Зерно-онлайн
Пресса
IDK.ru

Зерно-онлайн

Интервью депутата ГосДумы В.А. Семёнова для Интернет-портала IDK.ru 

- Как утверждают аналитики, урожай зерновых в текущем году будет меньше, чем в прошлом (70-80 млн. тонн). Достаточно ли будет этого количества зерна для обеспечения потребностей российского рынка, и какую долю из него можно отправить на экспорт?

- На мой взгляд, этот урожай достаточный для того чтобы обеспечить внутренние потребности и экспортную составляющую порядка 15 млн.тонн. И даже не потому, что мы очень хорошо работаем и производим очень много зерна. А потому что в 90-е годы в результате пагубных реформ почти всё отечественное животноводство было уничтожено, а оно являлось крупным потребителем зерна. Эта ситуация позволяет сохранять экспорт зерна даже при таких невысоких показателях урожайности, какие имеют сегодня российские хозяйства.

- Производители зерна любят говорить о «справедливой цене» на зерно, которая, по их расчетам, должна сегодня составлять около 6000 р/т. Фьючерсные же контракты на пшеницу 3 кл. сегодня заключаются по ценам в пределах 5000 р/т. Что должно делать государство для регулирования рынка зерна в условиях, когда внутренняя цена в России на него превышает зарубежную? Как и когда нужно проводит зерновые интервенции, чтобы регулировать ситуацию?

- Я сейчас не готов обсуждать, какая цена за зерно будет справедливой - 5000 или 6000. Но считаю, что одна из самых главных задач Минсельхоза – это определение такой справедливой цены, которая бы давала подавляющему числу игроков зернового рынка возможность активно развиваться, но при этом она должна быть стимулирующей для развития животноводства. Эту золотую середину и призвано искать государство в лице министерства. И как только цена на зерно начнет отклоняться от этой планки вверх или вниз, государство должно предпринять зерновые интервенции: либо для того чтобы спасать зерновой рынок, либо чтобы спасать животноводов и производство комбикормов.

Что касается ситуации, при которой внутренняя цена превышает внешнюю, то, на мой взгляд, это первый звонок, сигнал для государства, которое должно подумать – так ли все хорошо в его экономике. Потому что если сельхозпредприятия не простаивают, работают по передовым зарубежным технологиям, и при этом все равно не могут дать продукт по конкурентоспособной на мировом рынке цене - то, значит, что-то происходит не так. Либо чиновники слишком много берут взяток, либо инфраструктура в стране слишком дорогая, либо влияют какие-то другие факторы. В таком случае государство должно предпринимать какие-то меры.

- Некоторые издания полагают, что ориентация зерновых компаний на экспорт не способствует развитию российского агропрома, и нужно развивать внутреннюю переработку зерна. Ваше отношение к этому тезису?

Как я уже сказал, надо следить за тем, чтобы экспорт не мешал развитию животноводства. Нельзя допускать ухода зерна на экспорт, если его в состоянии потребить собственные животноводческие хозяйства. Государство должно вовремя переключать стрелки в движении зерновых потоков, и у него в распоряжении есть много рычагов для этого.

- В последнее время много говорят о развитии экспорта в сторону Юго-Восточной Азии. Однако, при этом трейдеры жалуются на нехватку портовых мощностей на востоке страны и на высокие железнодорожные тарифы на перевозку зерна. Есть ли оптимальное решение в этой ситуации?

- Юго-Восточная Азия - это очень перспективное направление для развития нашего экспорта, и роль государства заключается, в первую очередь, в создании портовой инфраструктуры и в установлении льготных железнодорожных тарифов на перевозку зерна. У нас огромная страна, с большими энергоресурсами, и мы должны найти у себя возможности для установления льготных условий для внутреннего передвижения товаров, иначе страна когда-нибудь просто экономически развалится.

И еще одна важная тема, о которой сегодня должно подумать государство – это наличие вагонов-зерновозов. По оценкам экспертов, если в ближайший год-два правительство не предпримет стимулирующих шагов в этом направлении, то у нас через несколько лет просто не останется этих вагонов, так как у них есть жесткий срок эксплуатации и он скоро закончится. Правительство и министерство должны подтолкнуть логистический бизнес – транспортные компании, перевозчиков, саму железную дорогу или кого-то еще – заняться производством новых зерновозов.

Записал Лев Коломыц



Другая пресса