Главная Пресса Синергетический эффект
Пресса
Открытая линия

Синергетический эффект

Синергетический эффект
Виктор Семёнов дал эксклюзивное интервью газете "Открытая линия"  на тему объединения городов Котельники и Дзержинского.

 
 
Виктор Александрович, в Подмосковье идет административная реформа. Встречена она неоднозначно...
 
А где вы видели, чтобы хоть какая-нибудь реформа была встречена однозначно? Как говорят, не дай вам Бог жить в эпоху перемен. А мы в этой эпохе живем уже более 20 лет.
 
Эта новость коснулась и непосредственно вас, вашей персоны. В СМИ распространили сведения, что вы, якобы, возглавите объединение Дзержинского и Котельников. Как вы считаете, кому выгодно распространять такую информацию?
 
Вы прекрасно понимаете, что надо искать, кому это может быть выгодно. В первую очередь, тем, кто как раз хочет занять это будущее место. Для меня ответ на этот вопрос сразу был абсолютно ясен.
 
Тем не менее, у нас (в нашем трехмерном пространстве между Котельниками, Дзержинским и Лыткарино) все равно вырисовываются кандидаты на пост мэра. Вы знаете всех трех мэров наших городов. Можете оценить их деятельность?
 
Я хотел бы начать цитатой из Библии: «Не судите, да не судимы будете». Давайте уйдем от прямых суждений и коснемся ощущений, связанных с этими городами. Я ощущаю Лыткарино как город, который встряхнулся после многолетней спячки: он проснулся, идет некое возрождение. Там вспомнили о своих корнях и в то же время строят современный город. А если брать наши два города, то ощущения совершенно другие: происходит какое-то затухание энергии развития, нет энтузиазма.
Накопились проблемы – и, в первую очередь, инфраструктурные. Когда-то наши предки жили в зеленом окружении лесов, которые на десятки километров распространялись вокруг. Сейчас мы с вами волей судьбы оказались практически прижаты к огромному мегаполису. Если завтра мы не сможем структурироваться как полноценный город, мегаполис нас проглотит, переварит и закатает в асфальт, сделает из нас очередной спальный район, ночлежку типа Бирюлево. Сколько исчезло с лица земли исторических поселков, городков, которые оказались внутри Москвы! К примеру, села Коломенское и Курьяново, где родились мои предки, где они сегодня? Я хотел бы видеть наш город полноценным, гармоничным, где можно было бы жить, работать и учиться, не выезжая за его пределы.
 
А что еще, по-вашему, препятствует развитию?
 
Если уж говорить об инфраструктуре, то отсутствие очистных сооружений скоро может приостановить развитие двух наших городов. Дзержинский уже более 10 лет пытается решить эту проблему, пока безуспешно. Уверен, объединенными усилиями в условиях ГЧП этот вопрос вполне решаем.
 
По поводу очистных. Это достаточно свежая история (в памяти дзержинцев, по крайней мере). У нас есть такая организация «Водоканал Московской области». Она базировалась в Котельниках, но почему-то деятельность ее проистекала в Дзержинском. Они пришли и сказали: «Мы возьмем кредит, поскольку мы мощная организация, во всей Московской области работаем, возьмем кредит 600 миллионов и построим вам новые очистные». Город говорит: «Да, вот мы сами не можем, давайте, стройте». Их пустили на очень удобных условиях. Отдали им в аренду за 2 миллиона рублей все городские сети. Что в итоге? Очистных нет, есть убытки для бюджета. Жители с большим трудом избавились от этого «Водоканала».
 
В рыночной экономике такие «песни с припевами» происходят достаточно часто. Всегда надо тщательно выбирать партнера – это самое главное. Сегодня вопиющий вопрос, особенно у нас, в Котельниках, – отсутствие ливневых канализаций. Строятся дома, которые завтра просто-напросто может залить ливневыми водами, и это будет катастрофой.
 
Наши города примыкают к Москве, но добираться до нее очень сложно. Пробки и транспорт – один из самых болезненных вопросов для жителей.
 
Люди передвигаются, не замечая границ городов. Транспортная система должна быть максимально гармонизирована между поселениями. Большое преимущество заключается в том, что в Котельниках появится метро, которое уже должно было бы открыться (декабрь 2013 года), если бы землю не отдали компаниям, которые всегда оставались далеки от интересов города. Но я не вижу, чтобы кто-нибудь задумался о том, как люди смогут добраться до метро. Например, наши специалисты разработали проект по скоростному трамваю, монорельсу. Более того, группа компаний «Белая Дача» предложила возродить старую железнодорожную ветку и отстроить железнодорожные станции за счет собственных средств. Я, как депутат, обращался к мэрам трех городов – Лыткарино, Дзержинского и Котельников, но реальные подвижки по данному вопросу наблюдаются только у лыткаринцев.
 
А сколько стоит восстановление железной дороги? Вы помните порядок цифр?
 
Цифры там серьезные, и, конечно, все на этом встало. Например, они написали мне, что восстановление только одного какого-то разобранного участка (разобрали кусок этой дороги в районе ст. «Панки») стоит 1 миллиард рублей. Но, знаете, смотря для кого. Для одного города – да, это большие деньги. А вот уже, например, для трех городов плюс область – уже реальнее. По идее, тут есть интересы и Люберец. Мы же разгрузим Волгоградку, Рязанку. В этом и Москва кровно заинтересована! Надо было толкать этот процесс. Вагончики-то всегда надо толкать или тянуть, в зависимости от того, где находится паровозик – спереди или сзади. А у нас паровозиков нет. Сейчас бы разработали проект быстрого трамвая от метро. Без решения этих вопросов мы не сможем дальше гармонично развивать эту территорию – независимо от того, где проходит граница. А если уж говорить о границе, наши два города уже практически слились, осталась тонкая полоска. И представляете, какая она ужасная?
 
Представляю. Окраина одного города – это центр другого. Жилые дома прилегают к промзоне…
 
Дзержинка свой бюджет, свои усилия, свое будущее вкладывает в благоустройство этой рекреационной зоны. Очень красивое место получается с вашей стороны. Котельники в это время, с их точки зрения, логично развивают свои окраины как промзону. В перспективе дзержинцы, лежа на пляже, будут созерцать громады дымящихся труб.
 
Виктор Александрович, извините, пожалуйста. Но разве завтра снесут промзону, если мы объединимся? Мы ведь здравые люди. Через сколько лет произойдет эта гармонизация?
 
Не надо ничего сносить. Промзоны и рабочие места тоже нужны. Но они должны соответствовать тому месту, где находятся. Если вокруг жилье, значит, они должны быть достаточно экологически чистыми. Здесь надо индивидуально все смотреть.
Сами не представляем, каким богатством обладаем. Я объехал практически весь мир и нигде не видел, чтобы рядом с гигантским мегаполисом был город, внутри которого был бы парк на сотни гектаров соснового бора с песчаными озерами. А сегодня во что превращаются наши леса? Ну да, что-то удалось сделать с вашей стороны. Мы немножко привели в порядок часть Томилинского лесопарка: огородили его, вместе с вами вычистили. Но этого недостаточно. Со стороны Котельников идет хаотичная застройка. Мы из жемчужины Подмосковья делаем какой-то шанхай, потому что для Котельников это некие «задки». А вот для будущего города – это рекреационный центр, легкие большого красивого города. Надо сделать красивый проект освоения этой рекреационной зоны. Сделать его прозрачным, открытым. Чтобы и депутаты, и жители знали об этом проекте, принимали участие в его разработке. Я не раз встречался с нашими лесниками по этому вопросу. Они готовы к сотрудничеству с городскими властями. У дзержинцев дело сдвинулось с мертвой точки, а в Котельниках пока – только разговоры.
А если вернуться к сравнению городов, то я уже говорил, что в Лыткарино чувствуется возрождение, там реально весеннее настроение, а вот в Дзержинском и Котельниках чувствуется некая усталость, разочарование, пахнет осенью. Люди хотят свежести – свежего воздуха, свежих идей, свежих лиц во власти. Мы делали соцопрос. Жители хотят видеть будущего руководителя, не связанного с сегодняшней властью. Это нормальный демократический процесс: жизнь всегда нуждается в обновлении.
 
Тем не менее, прошло два митинга за самостоятельность города Дзержинский. Я об этом уже неоднократно говорила: жители защищают город, администрация – свои кресла. Позиция местной власти примерно такая: мы поддерживаем реформу губернатора, но, посмотрите, жители против. Хотя на самом деле большинство жителей ничего не понимает.
 
Сегодня получается, как в старые времена. Никто не видел анализа плюсов и минусов объединения. Все действия носят чисто эмоциональный характер: «Я не читал, но осуждаю».
Оба наших города абсолютно самодостаточны и способны самостоятельно развиваться. Однако их объединение не только позволит сэкономить средства на бюрократию, но и даст синергетический эффект. Сегодня в Котельниках около 38 тысяч жителей и 22 тысячи избирателей. Это значит, у нас 16 тысяч детей. Найдите такой город в мире, не в Подмосковье даже! Это уникальная ситуация, что у нас произошел подобный демографический взрыв. Не надо бояться, что кто-то пойдет в чужие школы, займет детские сады. Школы и детские сады должны быть в шаговой доступности. И в ближайшие годы они в достаточном количестве должны появиться в Котельниках, если власть будет действовать активно. Но вот уже несколько лет назад безвозмездно выделенный «Белой Дачей» под строительство школы участок не застраивается по причине судебных тяжб из-за какого-то сарая. В рамках объединенного города будет быстрее и легче решать многие вопросы, проблемы, связанные с нерасторопностью администрации.
В чем еще выгода объединения? В оперативности принятия решения. Яркий пример этого – то, как решался вопрос выезда на Дзержинское шоссе через железную дорогу. Я, как депутат, помню, ходил то к одному мэру, то к другому, говорил: «Люди в пробках стоят. Хватит мучить людей. Ну, решите этот вопрос». Вот два мэра, как два быка, выясняли, кто главнее, кто первый подпишет. А люди при этом стояли в пробках. И мало кто знал, что нужна была просто подпись двух человек. И таких примеров я могу привести множество.
 
Жителям Дзержинки не нравится, что жители Котельников пользуются не только нашими школами и садами, но еще и поликлиникой.
 
Поликлиника должна быть в каждом микрорайоне своя. А вот больницы… Или Котельникам строить свою больницу, или вложить в чью-то другую больницу. У вас две больницы, одна из которых – федерального значения. Так вот, логичнее было бы расширить вашу, оснастить ее лучшим оборудованием, чем строить новую, что просто дороже и менее эффективно. Оснастив и расширив вашу больницу, можно сделать новые отделения и пригласить тех специалистов, которых сегодня одна Дзержинка себе позволить не может. А вот объединенная больница на объединенный город в 100 тысяч жителей это потянет.
 
К тому же, если мы не объединимся, то жители Котельников не перестанут лечиться в Дзержинке, правда, платить за это будут продолжать наши налогоплательщики.
 
Если вернуться к бюджету, на самом деле, в городе Котельники самый профицитный бюджет Московской области. Кстати говоря, мы, как группа компаний «Белая Дача», являясь градообразующим предприятием, выплачиваем в бюджеты более 2 миллиардов рублей, что составляет где-то треть всех налогов, собираемых Котельниками. За последние 8 лет мы вложили вместе с партнерами (то есть, мы привлекли инвестиции на землю Котельников) 27 миллиардов рублей. В ближайшие 5 лет планируем инвестировать такую же сумму. А мы в городе – не единственные инвесторы, поэтому и школы будут, и детские садики.
 
Мы про объединенный бюджет говорили. Люди опасаются, что еще больше будет в область уходить.
 
Само по себе объединение не гарантирует того, что эти деньги и завтра не будут уходить. Но надо учитывать один фактор. Ведь инициатором объединения был кто?
 
Губернатор.
 
Вот именно. Он заинтересован в том, чтобы эта идея была успешной. Как мне известно, у губернатора есть идея о создании площадки с населением около 100 тысяч жителей, чтобы сделать некий – назовем это советскими стандартами – образцово-показательный подмосковный город. Такой подмосковный city – но не тот, который небоскребами славится, а малоэтажный, с развитой инфраструктурой и большим потенциалом.
 
Жители снова скажут, что мы – жертва эксперимента.
 
Какой эксперимент, когда будут выделены дополнительные средства для развития нашей общей инфраструктуры? Но для этого как раз надо объединить, чтобы все это было на 100 тысяч людей. Чтобы был в центре парк, рекреационная зона, микрорайоны. Были офисы и предприятия, где люди работают, места, где они делают покупки, развлекаются, где учатся. Чтобы родителям, которые желают дать дополнительное образование своим детям, не надо было отправлять их далеко от дома. В наших городах заложена основа высшего образования – есть неплохой угрешский филиал университета «Дубна» и совсем маленький филиал в Котельниках. Объединение их, очевидно, усилит эту позицию. В рамках укрупнения города можно сделать многопрофильное углубленное образование полного цикла: от детского сада – через школу – до университета.
 
Идея объединения носилась в воздухе, потому что лес общий, границы по воде проходят, и мы, в общем-то, слились. Но весь вопрос, как объединение будет осуществляться. Со стороны мэров разных городов и бизнеса идет явное и неявное сопротивление.
 
Что касается бизнеса, его волнует один вопрос: «Кто будет управлять будущим городом?». Важно, чтобы не пришли популисты и люди, далекие от решения конкретных хозяйственных вопросов.
 
Все догадываются, что под влиянием администрации депутаты назначили референдум по объединению. Теперь ИКМО рекомендует его отменить. По вашим прогнозам, могут ли люди на референдуме проголосовать за объединение, или вообще это такая затея, от которой надо отказаться?
(депутаты отменили референдум 18.12.2013 г., прим.ред)
 
Те, кто знают город Дзержинский не один год, понимают, что идея референдума не имеет практической перспективы. Посмотрите явку на выборы за последние 20 лет. У вас хоть раз был 51%, необходимый для того, чтобы референдум был состоявшимся? Тогда зачем тратить деньги на заведомо гиблое дело? Потом, разве можно звать людей на референдум, не объяснив суть вопроса, а просто эмоционально: «отбирают флаг!», «отбирают гимн!», «наших бьют!»,– на уровне ребячества. Выбежали, кулаками постучали, потом выяснилось, что не тех побили. Давайте конструктивно, без эмоций напишем плюсы и минусы. Минусы тоже есть, безусловно.
 
Какие?
 
Мне тоже, например, жалко названия «Котельники», которое имеет глубоко исторические корни. Но слово «Дзержинский» как название – не жалко. Дзержинский – это человек, у которого по локоть руки в крови. Он ненавидел русских и не скрывал этого. Десятилетняя пропаганда сделала из него образ хладнокровного рыцаря. А ведь город стоит на святой земле. Здесь происходили события, которые легли в основу государственности российской, освященные явлением Николая Чудотворца, самого почитаемого святого на всей Руси. И уж если объединимся, я бы предложил назвать город Никольский Посад.
 
Да, интересно. К названию «Николо-Угрешский округ» – более спокойное отношение.
 
– Слишком длинно. Округ – это название административное, чисто для официальных документов. А город должен звучать красиво. Мы же на Руси должны соблюдать русские традиции. Сегодня в Подмосковье есть Сергиев Посад, Павловский Посад, так пусть же будет и Никольский Посад.
 
Беседовала Алла Кечеджан


Другая пресса