Главная Пресса Продуктивный подход
Пресса

Продуктивный подход

Кто поставляет ингридиенты для блюд «Макдональдс»? Интервью В.А.Семенова для газеты "Московский комсомолец".

Уровень продукции "Макдоналдс" — результат труда тысяч людей. И это не только работники ресторанов. Очень многое зависит и от поставщиков продукции. Так, например, свежей зеленью и овощами "Макдоналдс" обеспечивает агрофирма "Белая дача". Салаты, помидоры, черри, огурцы поступают в рестораны прямо с грядки. О 20-летнем сотрудничестве двух крупных фирм мы беседуем с депутатом Госдумы и основателем группы компаний "Белая дача" Виктором Семеновым.

- Виктор Александрович, как произошло ваше знакомство с "Макдоналдс"?

- Очень необычно и символично. Многие москвичи, конечно, помнят, что когда первый "Макдоналдс" пришел в Россию, это был фурор. Это был кусочек Запада, который внес яркость в наш серый общепит. В первый ресторан на Пушкинской выстраивались бешеные очереди.

И вот однажды к нашему коммерческому директору приходит представитель "Макдоналдс" и говорит примерно следующее: "Не будете ли вы так любезны выращивать для нас салаты? Мы не хотим импортировать, мы хотим использовать местные".

- Почему "Макдоналдс" пришел именно к вам?

- Рубеж 1980—1990-х — время дефицита. Сотрудники "Макдоналдс" тогда ездили по всей Москве и искали поставщиков. А мы были весьма популярны. В те времена на подъезде к "Белой даче" стояла очередь — нашу продукцию расхватывали как горячие пирожки. Нам даже разрешили продавать сверхплановую продукцию за валюту. И мы начали продавать в посольства, в "Березку".

- "Макдоналдс" тоже предложил покупать у вас салаты за валюту?

- "Макдоналдс", конечно, воспринимался как коммерческая западная структура, и наш коммерческий директор заявил его представителю: будете платить валюту — станем выращивать для вас салаты. Представитель вежливо отказался. Наш коммерческий пришел ко мне поздно вечером и рассказал как бы между прочим: дескать, "Макдоналдс" тут был, а я им фактически отказал. Я говорю: "Ты что, с ума сошел? Ты же был столько раз за рубежом — ты видел, сколько там ресторанов "Макдоналдс"?"

А он мне говорит: "Да что с ними возиться — им всего-то 2—3 ящика салата нужно в день". Я возмутился: "Ты серьезно? Это сегодня ресторан "Макдоналдс" в Москве один. А завтра, знаешь, сколько их будет и в Москве, и в России? Тысячи! Вот тебе три дня — и чтобы принес контракт с "Макдоналдс"! Посыпай голову пеплом и не торгуйся. Какую цену назовут, по такой и будем поставлять. Если надо — бесплатно будем поставлять. Но мы должны стать их поставщиками". Надо отдать коммерческому директору должное через три дня он принес контракт.

- Что вы поставляли "Макдоналдс"вначале?

- Мы начали поставлять салат айсберг как сырье - кочаны без переработки. Так продолжалось года полтора, у нас с "Макдоналдс" сложились хорошие отношения. Мы, кстати, были не единственными поставщиками. Но как-то так сложилось, что они предпочитали нас. Видно, мы очень старались. Через полтора года приехал к нам Хамзат Хасбулатов, посмотрел хозяйство, со мной познакомился и говорит: "Не хотели бы вы заняться также и переработкой салата? Мы расширяемся, и наш перерабатывающий и распределительный центр не успевает готовить сырье. Нам не хватает места даже для булочек".

Я ему говорю: "У меня нет денег, чтобы купить оборудование". Напомню, что в начале 1990-х после гайдаровских реформ деньги у всех кончились. Хамзат отвечает: "Ты цех можешь построить? А оборудование я сам куплю, дам тебе в лизинг на год, поработаешь и через год деньги вернешь". Расплатились мы с "Макдоналдс" за полгода. Затем мы выиграли тендер и стали исключительными поставщиками этой системы общественного питания в России и Беларуси.

- Правда, что во всех подсобных помещениях "Макдоналдс" идеальная чистота?

- Не просто чистота, а стерильность! Мои сотрудники сначала жаловались: дескать, "Макдоналдс" придирается, требует, чтобы и в нашем хозяйстве была такая же чистота. Я им всегда отвечал, чтобы ко мне по поводу требований "Макдоналдс" не приходили. Если там говорят, что на производстве нужна стерильность, — значит, так и должно быть.

- Отличался ли стиль управления "Макдоналдс" от привычного советского?

Еще как! Полная демократичность управления. Когда я приехал к Хамзату первый раз, меня ошеломило, что у него перед кабинетом не оказалось приемной — заходи кто хочет. А я был советский руководитель, директор совхоза. Считал, что должен быть некий кордон. "Как же так? — недоумеваю. — Надо же как-то защищаться от злоупотребления сотрудников".

На что Хамзат ответил: "Ко мне никто и никогда не приходит без дела". Для меня это был интересный урок.

- В 1990-е годы компании часто работали без заключения договоров. А у вас был контракт с "Макдоналдс"?

- Сначала не было. Но в середине 1990-х, когда начался переход от стихийной экономики к рыночной, вышел закон, запрещающий перечисление денег между компаниями без договоров. Ко мне пришла наша бухгалтер и сказала, что нам надо срочно заключить договор с "Макдоналдс". Я позвонил Хамзату: так и так. Подписали. Наше сотрудничество всегда строилось на доверии. К слову, "Макдоналдс" всегда приветствовал наше сотрудничество с другими компаниями, даже с их конкурентами. "Вы нас не ревнуете?" - спрашивали мы. "Да что вы, — отвечали они. —Мы рассуждаем прагматично: чем больше вы будете выращивать продукции, тем она будет дешевле, тем нам выгоднее".

- Вы ни разу не сорвали поставки?

- Мы ни разу не подвели "Макдоналдс" даже при форс-мажорах. Вот что я имею в виду. Года три назад в "Макдоналдс" проходила акция: каждый второй Биг Мак — бесплатный. И это стало для нас испытанием. Мы ни разу не сорвали до этого поставки, а здесь были на грани. Мы "вычистили" весь айсберг в Европе. Тамошние фермеры стонали: где вы раньше были, мы бы вырастили его для вас! Тогда в Европе даже цены поднялись на салаты. Дошло до того, что айсберг мы гнали самолетами из Америки. Сейчас тоже большой спрос на сандвич Биф а-ля Рус, и у нас вновь много работы.

- Вы выращиваете продукцию для "Макдоналдс" в своем хозяйстве в Подмосковье?

- У нас значительно выросли объемы, и потому мы часть продукции выращиваем на юге согласитесь, там помидоры всегда лучше росли, и солнца больше, айсберг производим в Калининграде. Все помидоры сортируем вручную. Мы не можем допустить не то что малейшего пятнышка, даже — придавленного.

- Виктор Александрович, вы сами перекусываете в "Макдоналдс"?

- Если мне надо быстро и качественно поесть, я ем в "Макавто". Как правило, беру что-то с овощами — Биг Мак, Макфреш и обязательно порцию салата и зеленый чай. Сложно придумать более вкусную и полезную пищу. Салат айсберг богат витамином С, фолиевой кислотой, которая регулирует обмен веществ, работу нервной системы и мозга, в нем большое количество витаминов В9 и А, много кальция и железа.

- Каковы ваши планы на дальнейшее сотрудничество?

- "Макдоналдс" — наш приоритетный партнер. Мы хотим развиваться с ним и дальше. "Макдоналдс" подарил нам новую идеологию бизнеса, стандарты чистоты и качества. Вместе с главным дистрибутором "Макдоналдс" компанией "Рулог" — мы построим дистрибуторский центр по соседству с нашим предприятием. Мы собираемся строить новый завод по переработке продукции для "Макдоналдс" в Татарии. Половина населения России проживает в радиусе 1000 км от Елабуги и в результате у нас будут минимальные издержки по транспортировке скоропортящейся продукции, и мы сможем охватить новые территории.



Другая пресса