Главная Пресса Что случилось с молоком
Пресса
Елена ИШКОВА

Что случилось с молоком

Что происходит с производством молока? Об этом «Российская кооперация» попросила рассказать депутата Государственной Думы РФ, председателя Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктора Семенова.

В нашем ближайшем магазине осенью исчезло молоко. Нет, не совсем, конечно. Полки заполнены «долгоиграющим» продуктом сроком хранения 30 суток. Но этим, как мы его дружно называем, «порошком» мы с соседями стараемся детей не поить. Ищем молоко пастеризованное, настоящее, скоропортящееся и дешевое. В простых полиэтиленовых пакетах. Которое привозили из Истры, Ржева, Вологды...А вот его-то и нет. Даже ультрапастеризованную и потому сравнительно натуральную «Большую перемену» и ту стало трудно купить. Чем поить детей? Что происходит с производством молока? Об этом «Российская кооперация» попросила рассказать депутата Государственной Думы РФ, председателя Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктора Семенова:

– Полки магазина – индикатор верный. Спад производства в молочном секторе, а этот сектор без преувеличения можно назвать одним из «трех китов», на котором держится продовольственная безопасность, стал реальностью.

Как же так, спросите вы. Ведь благодаря Государственной программе развития сельского хозяйства в молочный сектор были направлены значительные средства. Они пошли на обновление стада, строительство и модернизацию ферм. Почему же не произошло перелома в обеспечении конечным продуктом?

– Может быть, дело в кризисе? Покупательная способность людей сильно упала.

– Это одна из причин. Мы живем в условиях рынка. Падает спрос – падают цены. Если в 2007-2008 сельскохозяйственном году закупочная цена на молоко в среднем колебалась в пределах 12 рублей за литр, то сегодня эта цена уже ниже 10 рублей. А во многих регионах молоко не продашь дороже 6-7 рублей.

У животноводов упали доходы, а потому большинство долгосрочных инвестиционных проектов, начатых в последние два-три года, оказались на грани срыва. Ну, сами посудите. Элитный скот покупался в рамках программы развития молочного животноводства (она рассчитана до 2012 года) в основном, по лизингу, с рассрочкой платежей. А чем отдавать долги при таком падении закупочных цен?

Чем расплачиваться по кредитам, взятым на строительство и модернизацию животноводческих комплексов? Деньги вложены немалые. Расплачиваться производители молока могут только при наличии хоть какой-то рентабельности, иначе и животных нечем будет кормить, не то, что проводить работы по дальнейшему развитию отрасли в области повышения продуктивности стада, качества молока.

Я уж не говорю о росте цен на корма, тарифов «естественных» монополий», цен на ГСМ. Чтобы выжить и давать стране молоко, рентабельность молочного хозяйства должна быть на уровне 20-30 процентов. Откуда ей взяться при таком сокращении цен на сырое молоко?

– Но люди же не виноваты, что у них кошельки похудели!

– Я вовсе не собираюсь обвинять наше население, что оно стало меньше покупать молока. С кризисом люди стали экономить, так происходит во всем в мире. Но сокращать потребление важнейшего компонента физиологического здоровья нации – недопустимо. У нас стала расти рождаемость. А молока люди пьют меньше. Чем же, возникает вопрос, мы кормим детей? Ответ напрашивается сам: мы их просто недокармливаем. Важнейшим продуктом питания! И это страшно.
Государство должно срочно принять новые меры для стимулирования производства молока в стране.

– Какие это меры?

– Пусть вам не покажется странным, но я – за масштабную пропаганду потребления молока и молочных продуктов. Такая пропаганда ведется во многих странах (Китай, Ирландия, Беларусь, США) с участием первых лиц государства, ведущих политиков, ученых, спортсменов, артистов.

– А помните, был случай, как Владимир Путин во время одной из поездок на село попросил стакан молока?

– Очень хороший пример импровизированной социальной рекламы, но он, к сожалению, единичный. Нужна широкая пропаганда в масштабах страны культуры потребления молока и молочных продуктов, если хотите, масштабный медиа-план с участием органов власти всех уровней и всех имеющихся средств пропаганды. Кстати, два наших союза – производителей и переработчиков молока с осени этого года проводят большой праздник на ВВЦ – «Молочный город». Хорошо, если он станет постоянным . Но таких акций должно быть много.

Если население не в состоянии покупать молоко и потреблять его медицинских нормах, нужно его раздавать бесплатно.

– Кстати, мой сын иногда приносит из школы 200-граммовые пакетики «Школьной перемены».

– К сожалению, программа «Школьное молоко» поддержана и финансируется только на региональном уровне: в Москве и еще ряде областей. Федеральный «старт» ей так и не был дан. Помимо программы «Школьное молоко» должны быть программы бесплатного обеспечения молоком социально незащищенных слоев (скажем, многодетных семей и малоимущих стариков), должен быть особый проект для армии. Причем конкурсы на госпоставки молочных продуктов должны идти в первую очередь среди отечественных производителей. Это заложено в Доктрине продовольственной безопасности, которая вот-вот будет принята.

– А меры по защите рынка? Из-за границы везут непонятно что, а наше отечественное молоко не может пробиться на прилавки!

– Наши отраслевые союзы предлагают провести полномасштабную инспекцию маркировок всего продуктового рынка на соответствие требованиям «Технического регламента на молоко и молочную продукцию». Вы помните, что до принятия регламента каких только подделок нельзя было найти на нашем рынке! Порошок вместо молока. Маргарин вместо сливочного масла. А что мы едим вместо сливочного мороженного? Может быть, эта продукция кому-то нужна, но давайте называть вещи своими именами. Чтобы покупатель точно знал, что он покупает. Исполнения закона о техрегламенте – это тоже рычаг в поддержке отечественных производителей.

И вообще меры по защите молочного рынка должны быть решительнее. На этом рынке существенный сегмент принадлежит двум братским странам, входящим в единый таможенный союз – Белоруссии и Украине. Белорусы ввозили половину порошкового молока, используемого сегодня на молочном рынке. Но ведь их сельхозпроизводители имеют значительно большую помощь от государства в виде различных субсидий и прямых дотаций, чем наши. Поэтому сейчас наше правительство ввело временные ограничения на ввоз сухого молока из Белоруссии. Нашим партнерам по СНГ также предложено маркировать свою продукцию в соответствии с российским техническим регламентом на молоко. Кстати, в самом сухом молоке ничего плохого нет, тут ведь тоже не надо перегибать палку. Есть ряд продуктов питания, которые невозможно без него сделать, в том числе и мороженное. Есть ряд регионов в нашей необъятной стране, куда «живое» молоко просто не довезти. И «долгоиграющее» молоко совсем не обязательно сделано из порошка, чаще оно обработано при очень высоких температурах. Покупатель должен понимать, что и почем он покупает, иметь квалифицированную информацию о продукте, и право на выбор.

– А помните, Минсельхоз собирался проводить товарные интервенции на рынке сухого молока?

– В конце октября Министр сельского хозяйства России Е.Б.Скрынник выступала в Государственной Думе с национальным докладом по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. В своем докладе она затронула и эту тему. Молочные интервенции запланированы на 2010 год и будут касаться ультрапастеризованного молока, масла и сыров. В качестве еще одной меры правительство выделило 55 регионам дотации на поддержку молочного скотоводства. Сразу скажу, что для спасения молочного стада эти средства недостаточные, нужно в несколько раз больше, но процесс все-таки пошел. Осенью переработчики традиционно поднимают закупочные цены на сырое молоко. В последний месяц цены пошли вверх. Однако к весне ситуация может качнуться в другую сторону – дефицита сырья, в том числе и сухого молока. Во всяком случае, признаки этого уже просчитываются.

Я считаю, чтобы этот сегмент перестало лихорадить, пора было бы начать перенимать и мировой опыт по регулированию рынка сырого молока. Свободной торговли этим стратегическим для здоровья любой нации сырьем вы нигде не найдете. Как поступают, например, в Европе. Во многих странах существуют трехсторонние соглашения о предельно низких ценах на сырое молоко. Производители, переработчики и государство от лица потребителей договариваются о ценах на молоко на год. Результат – устойчивость всей рыночной схемы.

– Закон о торговле может тут сыграть положительную роль?

– В определенном смысле – да. Нам обо многом удалось договорится с правительством и Мипромторгом, в том числе – об отмене всех пресловутых бонусов, кроме объемной скидки, сроках возврата денег за поставленную продукцию, переходе рисков от поставщика к продавцу, пороге доминирования сетей в рамках субъекта и муниципального района. Кстати, это ограничение не касается предприятий сельской кооперативной торговли. 9 декабря запланировано второе чтение в Думе. Оно – решающее для любого закона.

- А дальше?

- А дальше, как только закон будет принят, нужно продолжать работать в этом направлении. Во-первых, очевидно, что нужно основные принципы этого закона транспарировать и на другие звенья товаропроводящей цепочки: например, поставщик – переработчик. Разрабатывать программу и закон об оптовых рынках – это звено сейчас вообще во многих регионах отсутствует и его вынужденно заменяют сети, базы, непонятные склады. Во Франции, Испании, Польше есть очень простой и понятный опыт организации оптовой торговли, я думаю, нам не грех будет поучиться у них.

– Госбюджет на 2010–2012 годы, который недавно принят, что обещает производителям молока, а заодно и нам, потребителям?

– Несмотря на кризисный год, абсолютная цифра бюджетной поддержки сельского хозяйства как никогда высока. В этом году она больше на 30% чем в прошлом, сравнительно благополучном году. Но ряду программ все-таки пришлось ужаться, например – Федеральной целевой программе «Социальное развитие села», и это очень плохо. Село и так на сегодняшний день имеет 30-40% обеспеченности по многим социально важным объектам по сравнению с городом: больницам, школам, дорогам, связи, газу. И это не может нас не беспокоить.

Что же касается отраслевых программ, нужно удержать финансирование хотя бы на уровне, предусмотренном государственной программой «Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока на период 2008-2012 годы».

Правительство предпринимает и другие меры, которые косвенно могут повлиять на состояние молочного рынка. Например, расширение внутреннего спроса на сельхозпродукцию, поддержка экспорта зерна. Но здесь задачи не менее острые и системные: нужно срочно строить новые элеваторы, порты, специальный подвижной состав.
Из-за засухи правительство продлило краткосрочные кредиты производителям зерна до трех лет. Точно также надо пролонгировать кредиты на развитие молочного скотоводства до 15 лет с отсрочкой платежа тела кредита до 5 лет, рассмотрев возможность полного субсидирования кредитных ставок.

Для стабилизации рынка нужно и можно решать проблему сезонности поставок сырого молока. Есть немало «прорывных» разработок российских специалистов в этой сфере. Скажем, проект «Защищенный белок». Его реализация позволит значительно увеличить продуктивность молочного стада вне зависимости от времени года. У нас с американцами, кстати сказать, численность удойного стада практически одинаковая, а надои от одной коровы в два раза ниже. Здесь есть над чем поработать и самим животноводам.

Беседовала Елена ИШКОВА



Другая пресса